Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе по теме
«С кем дружит дуб?»
Учитель начальных классов МОУ «Солнцевская средняя общеобразовательная школа» Прозорова Елена Алексеевна
На уроке решались следующие задачи:
1.Обучающие: Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу, а также дать понятие: экологическая пирамида. Учить детей устанавливать закономерности в природе. Дать представление о невидимых нитях в природе. Формировать умение самостоятельно изучать природу.
2. Развивающие: Развивать речь, память. Развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, речь. Формировать у детей экологическую культуру. Формировать умения строить доказательства, развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез);
3. Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира. Развивать основные психические функции: мышление, восприятие, чувствование, мотивации, впечатления. Воспитывать умение работать в группе.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
1. Этап самоопределения. Цель: привлечь внимание учащихся, определиться, для чего нам нужны уроки окружающего мира.
2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
Цель: постановка проблемы и сообщение цели урока.
3.Основной этап урока
- Выстраивание последовательности событий.
- Выразительное чтение и анализ эпизодов
- Построение цепи питания в дубовом лесу.
- Составление экологической пирамиды.
- Этап рефлексии
4. Подведение итогов урока.
На уроке были использованы
методы по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы)
наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение)
практические (составление цепей питания, нахождение материала о данном дереве)
по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (нахождение данного материала, работа с тестами, работа в группах)
был использован проблемно-поисковый метод( при выпадании одного звена в цепи питания, приводит к нарушению всей цепочки)
С целью формирования интереса к родной природе были использованы познавательные моменты, эмоциональное стимулирование . Были включены методы логические , метод аналогий ( составление цепей питания в еловом лесу, березовой роще, рябиновой роще, смешанном лесу.). Использовался метод контроля ( при самопроверке, работа с тестами) и самоконтроля (при сопоставлении своих цепочек со схемой).
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), работа группами, общеклассная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация и использовалась интерактивная доска.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока после постановки целей урока и после нахождения материала о дубе и лесе были включены здоровье - сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к родной природе, , положительному отношению к окружающему миру.
Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.
Вы спросите: «Почему выбран предмет «окружающий мир»?!»
Окружающий мир – это первое с чем сталкивается ребенок при знакомстве с реальным миром. Это самое близкое, где он может получить какой-либо опыт. Предметом познавательной деятельности являются научные знания, а у детей уже есть необходимый запас знаний по этому предмету. Кроме того, нельзя забывать о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение учеников к культуре умственного труда.
Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки, так как направлен на выработку умений и навыков: проследить, тесную взаимосвязь животных и растений.
Урок «виртуальное путешествие позволил организовать ребят, настроить их на работу, на восприятия нового материала, активно включиться в работу.
Через вопросы, которые ставятся на протяжении урока, я пыталась понять внутренний мир каждого ребёнка. Введение в урок информационных технологий, познавательных игр позволило облегчить процесс систематизации информации.
Управление познавательной деятельности на уроке осуществлялась через систему микро групп. Во время учебной деятельности на этапе самостоятельной подготовки в группах был реализован принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры сложности. Изначально, ученики в каждой группе столкнулись с познавательной трудностью, которая и вызвала поисковую деятельность в группе.
Адекватно целям урока была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.
Урок окружающего мира был дан в 3 классе по теме: «С кем дружит дуб?»
Данный урок является уроком изучения нового материала. Для проведения урока были поставлены следующие цели: обучающие, развивающие, воспитывающие.
Содержание, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных методов, различных методов работы способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации. Начался урок с девиза, который настроил учеников на работу. Изучение нового материала было мобилизующим. Ученики отгадывали загадки и определили тему урока. Была поставлена проблема, дети, работая в паре, находили материал о дубе, находя при этом по форме лист дуба. Проблемные вопросы, поставленные на уроке, помогли активизировать учебный процесс, носили не только познавательный, но и развивающий и воспитывающий характер.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Рациональное использование каждой минуты, хороший темп урока позволил разнообразить деятельность учащихся, помог привлечь к работе всех детей.
На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии.
Психологическая атмосфера была доброжелательной. Новый материал детьми усвоен, так как во время закрепления и самостоятельной работы (работа с тестом) дети были активны, работали с интересом. На протяжении всего урока наблюдался высокий уровень познавательной активности учащихся: читали, отвечали на вопросы, строили цепи питания для разных видов леса.
Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Домашнее задание дано с учетом возможностей учащихся: разноуровневое, по выбору обучающихся.