Должны ли родители помогать в учебе?
Когда ребенок начинает ходить в школу, в жизни родителей тоже наступает новый этап. Многие прекрасно понимают, насколько неправильно перекладывать ответственность за обучение детей только на школу или самих учеников. Роль родителей в процессе образования очень важна, но самое главное в этой ситуации – найти «золотую середину». Маленькому ученику нужно помогать учиться, а не делать это за него. Не следует превращать помощь в тотальный контроль, иначе ребенок и буквы не сможет написать без родительского разрешения. Задача мамы и папы – привить малышу необходимые для учебы навыки, направить и помочь ему себя организовать.
Причины неуспеваемости ребенка
Если у ребенка возникают проблемы с успеваемостью, то, скорее всего, у него отсутствует мотивация на учебу. Или, возможно, он не овладел в достаточной мере способами и приемами, необходимыми для учебной деятельности. Также, у ребенка могут быть не полностью сформированы психические процессы, такие как мышление, память и внимание. Еще одной причиной может быть излишняя авторитарность домашнего воспитания или обучения в школе. В любом случае вам необходимо докопаться до истинной причины неуспеваемости. Следует помнить, что взгляды ребенка, родителей и школы на этот вопрос очень часто расходятся. Так, дети, оправдываясь в неуспеваемости, часто жалуются на плохую память, ослабленное внимание и неумение сосредоточиться, а также на сложность предметов и некомпетентность учителей. Учителя, в свою очередь, обвиняют учеников в безответственности, лени и несерьезном отношении к учебе, а также в том, что родители мало помогают детям. Родители объясняют детскую неуспеваемость сложной программой обучения, слишком высокими требованиями школы и отсутствием у детей необходимых способностей. Мнения достаточно противоречивы, поэтому их нужно сопоставлять и стараться не утрачивать объективности.
Что нужно знать родителям
Нужно помнить, что рекомендации, основанные на принципе «надо больше заниматься», могут не только не дать результатов, но и ухудшить ситуацию. Родителям нужно знать, что ребенок не станет сознательным и ответственным в мгновение ока, для этого необходимо время. Качественное обучение требует особой организации процесса - родители очень помогут ребенку, если:
· Проследят за тем, чтобы уменьшить отвлекающие от учебы факторы – их количество и интенсивность;
· Будут четко и ясно ставить задачи, доходчиво объяснять ребенку, что от него требуется;
· Обучат ребенка приемам и способам учебной деятельности - как пользоваться книгами и словарями, как учить правила и как их применять.
Очень важную роль в учебе играет эмоциональное благополучие ребенка. Чтобы обеспечить его родители должны:
· Интересоваться, быть в курсе проблем и достижений своего ребенка, а также верить в его успешность;
· Помогать ребенку быть уверенным в себе и своих силах, поощрять его к выполнению различных задач, соответствующих его возрасту;
· Развивать самоуважение ребенка, хвалить его достижения, сравнивая не с другими детьми, а с его личными предыдущими рекордами;
· Поддерживать дисциплину, но не уменьшать количество любви и теплоты;
· Побольше общаться с ребенком, вместе читать книги, заниматься познавательной и развивающей деятельностью – показывать необходимость обучения и развития собственным примером.
Помощь ученикам младших классов
· Каждый день интересуйтесь успехами маленького ученика – и не только оценками, но также и его чувствами, переживаниями, мыслями и настроением;
· Ребенка нужно часто хвалить, даже за самые маленькие успехи и незначительные продвижения. Ни в коем случае нельзя запугивать – страх делает ребенка вообще не способным что-либо предпринять;
· Дети чрезвычайно любопытны – это качество нужно усиленно развивать, превращая в любознательность, и стараться как можно полнее удовлетворять информационные запросы ребенка;
· Делайте ребенку соответствующие подарки: книги, развивающие игры и фильмы, диски, картины. Обсуждайте все им виденное или прочитанное, поощряйте создание программы чтения на будущее;
· Не отказывайте в помощи с трудными заданиями, но способствуйте тому, чтобы ребенок сам нашел решение или выход из ситуации;
· Если детям хочется выполнять задания вместе – не запрещайте;
· Не критикуйте школу в присутствии ребенка, постарайтесь как-то участвовать в школьной жизни;
· У ребенка должно быть все необходимое для учебы: книги, вещи, рабочее место. Акцентируйте внимание на том, что учеба – это труд, достойный уважения;
· Проверяйте домашние задания, но не критикуйте за малейшую ошибку. Иногда сами делайте ошибку специально – пусть теперь ребенок исправит вас.