|
Тема урока: В.В.Бианки «Сова». |
|
литературное чтение во 2а классеУчитель: Прозорова Е.А.
Тип урока: изучение нового материала. Методы: Цели: 1. Образовательные: а) формировать внимательное отношение к языку произведения; умения понимать образные выражения; высказывать своё отношение к прочитанному, анализировать текст. б) совершенствовать умения осознанного и вдумчивого чтения про себя и вслух. в) учить навыкам работы над выразительностью: выбор интонации, тона, темпа, громкости. г) обучать младших школьников методам познания родного края. д)показать неразрывную связь человека и природы.
2. Воспитательные: а) воспитывать любовь к слову, природе, ко всему живому на земле. б) положительную мотивацию через интерес к самому процессу чтения. в) эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней. г)учить детей решать экологические проблемы, близкие и доступные младшему школьнику: - защита и сохранение видового многообразия растений и животных и мест их обитания как природного окружения человека; - защита о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей; - охрана природной среды от разрушения и истощения;
3. Развивающие: а) развивать устную речь учащихся, образное мышление, кругозор. б) развивать читательские умения: слушать и говорить в) научить детей прослеживать межпредметные связи. Г)приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
Оборудование: портреты В.В.Бианки; иллюстрации луга, совы, клевера, шмелей; кроссворд, листы с тестами.
Ход урока. 1. Орг.момент. 2. Проверка д.з.
3. Мотивация на урок: Отправляемся на чудесный летний луг. Но вспомним, как себя ведут в гостях, правила поведения в природе (не сорить, не рвать цветы, не ломать ветви деревьев, не разорять птичьи гнёзда, не пугать зверей). - Закройте глаза. Постарайтесь представить что- то очень для вас приятное, близкое, красивое, то, что везде окружает нас. А может кто- нибудь почувствует запахи, услышит звуки? ( зелёные листики, пение птиц, аромат цветов). - Давайте послушаем голоса птиц, почувствуем их красоту. - Как вы себя чувствовали, когда слушали голоса птиц? ( очень нежно, хотелось пойти в лес, на луг и посмотреть на птиц - А как, вы, думаете, связан человек с природой?
ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, да по колено травы.
4 Подготовительная работа. . Сегодня на уроке отправимся в удивительное путешествие, побываем в гостях у природы. Но для этого нам надо подготовиться.
Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома. Был у писателя и аквариум с рыбами, и террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Все свои наблюдения в природе В.В.Бианки записывал. Так же он записывал, путешествуя по стране, народные песни, сказки, прибаутки, поговорки. Все эти увлечения соединились вместе, так родилось более трёх десятков сказок.
Книги В.В.Бианки - это ответы на ваши постоянные "Отчего" и "Почему?"
Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.
— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом В.В. Бианки «Сова».
Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездятся в брошенных гнёздах; других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.
В мире насчитывается около 130 видов сов. На территории России встречается 16. 5. Изучение нового материала 1. Словарная работа. хо-ро-нишь-ся — хоронишься сто-ро-нишь-ся — сторонишься рас-сер-ди-лась — рассердилась от-ча-ян-ная — отчаянная пе-ре-кли-ка-ют-ся — перекликаются за-гля-ды-ва-ют - заглядывают стар — старик — стариковом шмель — шмелевые корм — кормовистый глаза — глазищами лез — вылезла носить — переносить
2. Первичное чтение. Читает учитель
Чтение сказки цепочкой. Работа по частям, работа по содержанию.
1 часть- до слов» Ночь пришла» - Как обратилась Сова к старику? - А что Старик ответил ей? - Почему Старик не считал Сову своим другом? - Как ответил он на её предупреждение?
2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…» - Почему мыши так расхрабрились? - Чем они занялись на лугу? - Как предупреждает Сова Старика о возможной беде? - Прислушался ли он к совету Совы? - Подумайте, как ответ Старика характеризует его? ( Легкомысленный, ненаблюдательный)
3 часть- до слов « Старик браниться…»
Словарная работа:
Клевер кормовистый- клевер , предназначенный для корма скоту. Цветень- пыльца.
- Почему не родится клевер на лугу? - Что стало с коровой? - Найдите три предупреждения Совы. - О чём она предупреждает Старика? - Меняется ли его поведение? ( Герой стал задумываться о правильности своего поведения).
4 часть- до слов « Простила Сова…» - Что изменилось в Старике? ( Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)
- Когда Старик понял свою ошибку? ( Вот и чай белить Старику нечем стало») - Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться? - Найдите пословицу. Что она означает? ( Дружно не грузно , а врозь хоть брось).
5 часть.- до конца сказки. - Как Старик исправил ошибку? Что он понял? ( В природе всё друг с другом связано
- В какой пословице содержится главная мысль сказки?) - Убедил ли нас писатель том , что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга? О связи всего живого можно написать научную статью, но В. Бианки написал художественное произведение. Почему? - Докажите, что это действительно сказка. ( Произведение « Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована поговорка: Мыши не волки, не зарежут тёлки, пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось; слова автора звучат как стихи- складно»
При чтении встретятся слова Как вы их понимаете?
5. Работа над содержанием следующих частей произведения. 1) 3 часть
б) Целевая установка.
в) чтение г) проверка восприятия
Вывод:
2) 4 часть – комбинированное чтение (учитель – уч-ся хором). а) Целевая установка.
б) чтениев) проверка восприятия
|
6. Физкультминутка
7. Тесты
8.Повторение.
— Какая связь между совой и чаем старика?
Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.
сова —мыши —шмели —клевер —корова —молоко – чай
- Ребята, кто главный герой сказки?
- Какая она? (мудрая)
- Какого человека мы называем мудрым? (даёт советы, предупреждает об ошибках)
9. Подведение итогов урока
— С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?
— Кто его автор?
— Научила сова чему-нибудь старика?
— Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?
10.Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.
11. Рефлексия.
У. Какое «открытие» сделали для себя сегодня?
На доске: Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Нужно иметь мужество исправлять свои ошибки.
Нужно уметь прощать.
У. Как вы думаете, эти «открытия» вам пригодятся в жизни?
12. Итог: Да, Бианки мастер слова. Слова в его произведениях цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как ручейки, то пересвистываются как птицы. Так интересно читать описание природы. Нужно вчитываться так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. Убеждает, что знать природу, быть следопытом – полезно каждому.
13. Домашнее задание.
У. Оцените свои силы правильно и выберите себе то домашнее задание, которое вы сможете сделать.
- Инсценировать любой диалог из сказки.
- Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы.
- Прочитать другие произведения Бианки.