Тема урока Милосердие и сострадание
Цель урока: воспитание в детях человеколюбия и сострадания – качеств, необходимых православному христианину.
Задачи урока:
объяснить детям понятия милосердия и жестокосердия; рассказать им, кто такой ближний – в евангельском понимании этого слова; привести исторические и литературные примеры милосердных людей, способствовать развитию у детей нравственных качеств и умения жить по Евангелию в современном мире, в собственной семье, научить детей не проходить мимо чужой беды;
формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;
дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;
учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание
Оборудование: интерактивная доска, презентация , индивидуальные листы, тетради, макет сердца, карточки со цветами, сердцевина цветка (цветика-семицветика), у детей на партах лепестки цветка, карточки с пословицами.
Ход урока
Ι Организационное начало урока. (Слайд 1)
Приветствие.
Уже звонок нам дал сигнал,
Работать время подошло.
Не будем время мы терять,
Пора трудиться начинать.
ΙΙ Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
- Вспомните жанры УНТ (загадки, песни, песенки, считалки, были …)? Кто автор этих жанров?
- Прочитайте на своих листах жанры произведений, назовите тот жанр, с которым вы не встречались? (Притча) (Слайд 2)
- Что такое притча? (В случае затруднения обучающиеся прочитывают с доски)
Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.
Прослушивание притчи Светланы Копыловой
Окно
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой – лишь на краску дверную.
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
– Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка…
И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал –
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
– Ах, если б он видел, – сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
– Зачем же тогда? – тут больной прошептал.
– Да он вас утешить старался.
Вопросы учителя:
– О чём притча?
– Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного).
- Сформулируйте тему урока.
III. Сообщение темы и задач урока.
- Работа с эпиграфом. (Слайд 3)
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, скажите, о чем сегодня пойдет речь.
Добрым быть - совсем это не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не влияют на нее года,
Добрым надо быть всегда.
- Сегодня мы будем продолжать говорить о доброте. Поговорим о добрых и милосердных людях. Мы сегодня поговорим о милосердии. О милом сердце…
Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Дети отвечают: доброта, готовность помочь, сочувствие, забота.)
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование милосердия: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». (Слайд 4)
Кто, на ваш взгляд, является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?
…Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.
А давайте вспомним милосердных героев из литературных произведений.
(Женя из сказки «Цветик-семицветик» Валентина Катаева, которая отдает последний лепесток волшебного цветка для исцеления больного мальчика; Герда из сказки «Снежная королева» Андерсена; Полианна, которая всегда радуется и всем помогает, – из одноименного романа Элинор Портер; Сарра из романа «Маленькая принцесса» Фрэнсис Элизы Бернетт. Из этого произведения можно вспомнить эпизод, когда девочка, будучи голодной, обессиленной, отдает свою булочку маленькой нищенке.)
2) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание
– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Слайд 5)
Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину
- Совместное «открытие» знаний.
1 Рассказ учителя.
- Что такое доброта? Над этим вопросом задумывались люди в разное время.
Древнегреческий философ Платон утверждал: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». (Слайд 6)
Римский философ Сенека считал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым».(Слайд 7)
А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: «Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру». (Слайд 8)
2. Игра «Магнит».
- Какие слова «притягиваются» к слову «добро»?
(Из представленных слов дети выбирают необходимые и записывают к слову «добро».
Помощь, внимательность, ненависть, сострадание, злость, равнодушие, забота, зависть, благодарность, милосердие, жадность, любовь, чуткость.) (Слайд 9)
3. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы.
- Что такое благодарность?
- Нравится ли вам, когда вы получаете за что-нибудь благодарность?
- Кому и за что вы были благодарны?
- Что чувствовали вы, когда кого-то сами благодарили?
- Как вы понимаете пословицу «Спасибо тому, кто накормит и напоит, а двойное спасибо тому, кто хлеб-соль помнит». (Слайд 10)
Благодарность - это память сердца, спасибо за доброе отношение, за помощь. За добрые дела вы должны всегда благодарить, но за собственные добрые дела не жди благодарности.
Недаром народная мудрость гласит: «За добро не жди добра», «свое «спасибо» не жалей, а чужого не жди».
- Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?-
-. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы проявили или кто-то из ваших близких милосердие.
- Ребята, предлагаю вам вспомнить события, которые произошли этим летом в г. Крымск.
Ответы учащихся.
Слово учителя:
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной.
Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
- Что такое милосердие в христианстве?
- Можно ли научиться милосердию?
- А надо ли учиться милосердию? Зачем?
- Как стать милосердным?
Профессии милосердия
Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
4. «Милосердие в христианстве» Словарная работа.
«Благотворительность» – безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению.
Благо – добро, польза.
Творить – делать, создавать. Безвозмездно – просто так, даром, бескорыстно.
В словаре С. И. Ожегова: «Благотворительность – оказание честными людьми материальной помощи бедным из милости». (Слайд 11)
Практическое применение знаний.
5. Игра «Тепло моего сердца».
Учитель: Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.
(Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность т. д.)
Учитель: - Ребята, я сейчас убедилась в том, что ни один из вас не остаётся в стороне от проблем других людей. Спасибо вам за вашу сердечность!
Учитель: В народе говорят «Не оскудеет рука дающего». (Слайд 12)
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Я думаю, что человек, который делает добрые дела, который отдает нуждающимся то, что имеет, не считаясь со своими интересами и нуждами, он не теряет, а приобретает. Приобретает удовлетворение тот того, что кому-то помог, что принес пользу другому человеку. Приобретает благодарные слова и пожелания здравствовать, а это дорого стоит. Тот, кто дает, не становится бедным, со временем его добрые дела возвращаются сторицей.
- Правильно. Отдавай другим, да прибудет тебе…
«Мир не без добрых людей». (Слайд 13) Что вы думаете об этом выражении?
- Если каждый человек даст хоть немного неимущему, ему это будет не накладно, а неимущему большая помощь. На эти пожертвования он может приобрести необходимую одежду, еду. Такая коллективная помощь, когда люди дают понемногу, без ущерба для себя, выливается в хорошее подспорье для больных, инвалидов, неимущих.
V. Проблемная ситуация.
Чтение учителем притчи
Притча о бабочке
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
Мы никогда не смогли бы летать.
Подумай!
Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?
V.Физкультминутка.